У каждой профессии есть свои этические нормы. В профессии журналиста этический выбор нужно делать чуть ли не ежедневно. Работая с непростой темой стоит выбирать особый подход и помнить о том, какая цель преследуется.
Например, в случае с информацией о преступлениях против половой неприкосновенности над несовершеннолетними, полученной незаконным путём, всё время задаешься вопросом, какова же была цель. Повышение рейтинга? Создание шумихи? Или же привлечение внимания к проблеме, грамотное изложения сути и помощь в предотвращении новых преступлений? Всегда хочется предположить последнее. Но в реальности часто всё иначе. Сбор информации «грязными» способами чреват негативными последствиями как для самих переживших, так и для формирования общественного мнения о проблеме.
Нормы морали и этики журналиста не прописаны ни в каких нормативно-правовых актах, но при этом хотелось бы, чтобы они соблюдались не менее трепетно, чем законы.
Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Согласно ст. 4 ФЗ «О средствах массовой информации» Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учёбы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1–3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 161 УПК РФ Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Случается, что информация о совершенном преступлении попадает в СМИ. Законные представители детей тратят уйму времени, сил и нервов для того, чтобы добиться удаления материалов. К сожалению, не во всех случаях удается это сделать полностью. В нашей организации, в случае проникновения в СМИ информации о совершенном насилии, при обращении законного представителя, мы помогаем составлять обращения в СМИ, заявления в Роскомнадзор или в суд.
Почему для это так важно?
Комментирует психологиня «Тебе поверят» Ксения Шашунова:
Мы хорошо знаем, какой вред может нанести информация в СМИ, где присутствуют личные данные переживших сексуализированное насилие.
А ещё мы знаем: страх, распространения информации — одна из частых причин, почему подростки не обращаются за помощью, почему родители детей боятся рассказать о том, что произошло.
Силы и так неравны, когда насилие совершается взрослым человеком над ребенком. А если эта информация будет еще и некорректно подана, то это сделает пострадавшего ещё более уязывимым. Такая несправедливость несет и много социальных последствий: кому-то приходится поменять школу, уйти с работы или даже переехать в другой город. Могут разорваться дружеские или родственные связи.
Психологические последствия связаны с тем, что у переживших и так подорвано доверие к миру, а здесь получается, мир снова их обманывает. Все это приводит к ещё больше изолированности, может стать сложно общаться с окружающим миром.
С другой стороны, мы прекрасно понимаем, как важно об этой проблеме писать, делать тему видимой.
Мы часто даем комментарии СМИ и уверены, что об этой теме можно говорить безопасно, экологично и не принося дополнительный ущерб пережившим. У нас бывают запросы от журналистов, которые интересуются тем, как этично рассказать о ситуации, и мы всегда открыты к сотрудничеству и готовы помочь.
А ещё хотим поделиться гайдом для журналистов и блогеров, который составили Вероника Одинокова, Татьяна Зименкова, Ева Мария Хинтерхубер, Юлия Гришина и Симоне Элмаа из организации «Стеллит».
Как освещать в СМИ проблему сексуализированного насилия над детьми?