Иногда в фильмах и сериалах, в которых поднимается сложная тема сексуализированного насилия над детьми, раскрываются вопросы, мучающие многих переживших. Это часто помогает взглянуть на ситуацию со стороны и получить ответы.
Сегодня Юлия Федорина, психологиня «Тебе поверят» делится рассказом о мини-сериале Crowd­ed room («Переполненная комната») в жанре психологического триллера и рассуждает на тему того, почему взрослые часто ничего не делают, зная о сексуализированном насилии по отношению к ребенку.
❗Внимание❗Будут спойлеры❗

➡Это сериал, снятый по мотивам истории Билли Миллигана. Главный герой – Дэнни обвиняется в преступлении (стрельба в центре города). Следователь просит знакомую психиатрису Райю посмотреть на Дэнни, так поведение парня кажется ему странным. Она подозревает наличие у него расстройство множественной личности (которое в те годы еще не было признано психиатрическим сообществом). Райя знает, что в основе подобных нарушений как правило лежит серьезная детская травма. В ходе бесед с Дэнни она выясняет, что в детском возрасте тот регулярно подвергался сексуализированному насилию со стороны отчима. Но для того, чтобы суд учел это, нужны свидетельские показания Кэнди — матери Дэнни. При встрече с Райей она соглашается выступить в суде, но на самом заседании отказывается от своих слов.

❌Так как психиатрия не является нашей профессиональной областью, мы бы хотели в этот раз поговорить не об истории Дэнни, а о теме, которая нередко всплывает на консультациях с пострадавшими от сексуализированного насилия:
➡«Почему мать ничего не сделала, чтобы защитить своего ребенка?»

❓Почему Кэнди не защитила Дэнни в детстве? Почему она отказалась сделать это в критической ситуации, зная, что от ее слов зависит приговор, что если она не выступит в защиту своего ребенка, он попадет в тюрьму, где не сможет выжить?

❗Важное примечание: мы не пытаемся оправдать родителей, не пытаемся понять и уж тем более простить или войти в их положение. Это также не попытка снять с родителей ответственность за их действия или бездействие. Но это возможность на примере художественной истории рассмотреть этот механизм. Ответ на вопрос «Почему мама ничего не сделала?» часто помогает нашим клиенткам понять, что с ними все в порядке, что причина родительского бездействия не в них, не в ребенке, столкнувшемся с сексуализированным насилием, а во взрослом, не готовом или не способном решать эту ситуацию, предпринимать какие-то действия.

Один из ответов на этот вопрос – жизненная ситуация, в которой оказалась Кэнди. Уйдя от мужа с маленьким ребенком, она вынуждена работать на двух работах. В этот нелегкий период своей жизни она встречает мужчину, который кажется ей заботливым и надежным. В итоге он оказывается домашним тираном и, что хуже, автором насилия. Но к тому моменту, когда Кэнди это понимает, она уже крепко завязла в абьюзивных отношениях, из которых так тяжело вырваться. Согласившись выступить в суде, она собирает чемоданы и сбегает из дома. Но на пороге здания суда ее встречает муж, который прекрасно понимает, чем ему грозят ее показания и полностью контролирует ситуацию, запугивая и подавляя Кэнди.

Но не всегда женщины, закрывающие глаза на насилие в отношении собственных детей являются жертвами абьюза.
Второй ответ, который нам дает сериал, проговаривается устами Райи, которая хорошо понимает, что творится внутри у матери и очень аккуратно выстраивает разговор с ней, чтобы замотивировать ту прийти в суд. Кэнди испытывает сильнейшее чувство вины за случившееся. Оно настолько огромно и тяжело, что она не готова с ним соприкоснуться.

На любые попытки заговорить о случившемся она реагирует как на нападение, обвинение в том, что она плохая мать. В глубине души она считает себя виноватой, но разбираться с этим чувством она не готова, и всячески старается его избегать, агрессивно защищаясь от несуществующих нападок Райи. Уже в конце сериала мы узнаем, что у этой вины есть и другое основание. Встречаясь с Дэнни после суда, Кэнди рассказывает ему, что самую первую травму ему нанес отец. Именно это, судя по всему, и стало катализатором расстройства. Тогда Кэнди проявила решительность и развелась с мужем, забрав ребенка. Но оказавшись в этой ситуации повторно, она не смогла принять тот факт, что снова привела в семью человека, совершавшего сексуализированное насилие в отношении ее ребенка. Сама. Острое чувство стыда, переживание собственной плохости («что со мной не так?») блокировало ее способность признать происходящее. И она не смогла защитить Дэнни еще раз. А Дэнни не смог ее простить.

История, рассказанная в сериале – это всего лишь один из возможных вариантов развития событий. Один из вариантов ответа на вопрос: «Почему родители не вмешались, не остановили, не защитили?» В реальной жизни ответов гораздо больше. Но, повторюсь, ни один из них не оправдывает бездействие тех, кто обязаны защищать своего ребенка в ситуации насилия.